Изделия из алюминия под заказ.
31.05.2022 — Алюминиевая Ассоциация
Белорусский завод архитектурного анодирования КТМ-2000 (входит в Алюминиевую Ассоциацию) специализируется на уникальных и сложных технологиях анодирования алюминия для архитектуры, дизайна и промышленности. Но есть в его ассортименте и совсем необычный продукт – алюминиевые лыжероллеры SkiBel, созданные в государственно-частном партнерстве с коммунальным предприятием «Минсктранс», обслуживающим транспортную систему Минска. Этот популярный во многих городах Европы спортивный инвентарь предназначен для тренировок начинающих и профессиональных лыжников и биатлонистов на асфальте.
Своя лыжня
Лыжероллеры появились в 1930-е годы в качестве вспомогательного спортинвентаря лыжников, которые не хотели прерывать тренировки в межсезонье. Лыжи на колесиках сначала распространились в Северной Европе и Италии. Самые первые лыжероллеры были изготовлены в Швеции, Германии и Австрии, где деревянную или металлическую раму размером 70-100 см устанавливали на пневматические колеса с внушительным диаметром 35 см – одно колесо спереди, два «домиком» сзади. Лишь спустя 40 лет после изобретения лыжероллеры превратились из вспомогательного в самостоятельный инвентарь – в 1970-х годах стали проводить соревнования по роликовым лыжам.
Под защитой оксида
У проекта КТМ-2000 и Минсктранса есть интересная предыстория. «Я сам 12 лет отдал лыжам, горнолыжному спорту, на своем опыте знаю, как тяжело тренироваться когда одни лыжи на несколько человек. Поэтому, когда мне предложили участвовать в этом проекте, я с радостью согласился, подключился сам и привлек к этому проекту лучших наших специалистов», – говорит Тарас Гвоздков, генеральный директор завода архитектурного анодирования КТМ-2000.
Все модели произведенных лыжероллеров SkiBel (skibel.by) изготовлены из алюминиевого профиля, экструдируемого из специального твердого сплава EN AW 6005А по EN 573-3, с закалкой повышенной прочности (состояние Т66). Разработка конструкции лыжероллеров, выбор упрочняющих технологий, подбор и тестирование материалов – все это сделано на базе Ремонтно-Механического Завода «Минсктранс».
«Мы испытали стандартный сплав 6060/6063, но лыжероллеры начали прогибаться под спортсменами, особенно из сборной. Тогда коллеги из «Алютех» (участник Алюминиевой Ассоциации – прим. ред.) предложили нам усиленный сплав 6005 и дополнительную термообработку. Для усиления характеристик мы увеличили толщину стенки профиля. А параллельно ищем, у кого можно заказать еще более твердые прессовые сплавы 6061 или 6082. Идеальным вариантом представляется сплав 7075 (В95), но у нас из него делают только прутки, а китайцы умеют из него прессовать и профиль», – замечает Тарас Гвоздков.
Производство лыжероллеров – многоэтапный процесс. На первом этапе происходит нарезка алюминиевого профиля в зависимости от параметров модели. Например, самые короткие лыжероллеры, модели Elite, длиной всего 550 мм, а самые большие лыжероллеры – модели Skate 100 Long, с увеличенной рамой, имеют длину платформы 710 мм. Затем уже нарезанный профиль передается на механическую фрезерную обработку, где вырезают отверстия под колеса.
Для повышения эксплуатационных характеристик (износостойкости, коррозионной стойкости, светостойкости) и привлекательности лыжероллеров в КТМ-2000 впервые применили технологию защитно-декоративного анодного оксидирования с гальванической печатью. Алюминий преобразовывается в оксид, благодаря чему поверхность изделия становится прочной, гладкой и матовой. Происходит это в автоматической линии анодирования, где деталь последовательно перемещают через набор ванн с различными электролитами. Потом процесс прерывается для гальванической печати и после того, как на все стороны лыжероллера будет нанесен рисунок, деталь подвергается горячему уплотнению при температуре около +100С. В результате такой обработки на поверхности лыжероллера алюминий преобразовывается в очень твердый оксид, имеющий пористую структуру, внутрь которой и было внесено изображение, по аналогии как при процессе татуировки, когда чернила вносятся под кожу.
Одновременно на участке литья из пластмассы изготавливают ступицы (диски) колес, а также брызговики различных цветов. Для более дорогих моделей лыжероллеров из дюралюминия изготавливаются специальные алюминиевые ступицы – это почти как литые или кованые диски для автомобилей. Затем, в зависимости от целей применения колес, эти ступицы либо обрезиниваются, либо под них отливаются полиуретановые колеса. Далее следует установка ступицы колеса на раму лыжероллера. Все лыжероллеры поставляются в комплекте с чехлами, которые шьются на предприятии «Минсктранс» под заказ – с символикой различных команд лыжников или биатлонистов.
Вместе ради общего будущего
Лыжероллеры SkiBel подойдут и школьнику и олимпийцу. Легкие (вес одного изделия от 1,25 кг) и прочные лыжероллеры имеют оптимальную торсионную жесткость на скручивание и изгиб. За два года предприятие выпустило более 5000 лыжероллеров для детских спортивных школ и сборных команд Беларуси по лыжным гонкам и биатлону.
Для именитых спортсменов изготовили изделия с индивидуальными характеристиками. Обладателями поистине уникальных лыжероллеров стали трехкратная олимпийская чемпионка, глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе и олимпийские чемпионы Александр Легков и Александр Большунов.
С учетом всего сказанного можно смело утверждать, что проект, результатом которого стало появление лыжероллеров SkiBel, вполне отвечает слогану Олимпийских игр 2022 года в Пекине «Вместе ради общего будущего».
СПРАВКА
Основанный в мае 2000 года, Завод архитектурного анодирования КТМ-2000 располагает собственными производственными площадями (4 000 кв. м). Наработанный за более чем 20 лет опыт и постоянное желание развиваться подтолкнули KTM-2000 к созданию собственных разработок – селективному химическому гравированию ArtELOX и HybridELOX: комбинации селективного химического гравирования и гальванической печати.
Качество продукции подтверждается международным сертификатом Qualanod, который является стандартом де-факто в области анодирования для архитектуры и промышленности. Это единственная в мире система подтверждения высоких стандартов, качества анодных покрытий и гарантия повторяемости цвета. Особой гордостью завода является наличие лицензии Sandalor, разработанной для архитектурного применения. Sandalor – знак качества в области цветного анодирования для архитектуры. Из всех процессов анодирования процесс Sandalor считается самым сложным. Завод архитектурного анодирования КТМ-2000 – единственный лицензиат ассоциации Sandalor в Восточной Европе. Сегодня во всем мире имеется всего восемь действующих лицензий Sandalor.
Литье изделий из алюминия.