Изделия из алюминиевого листа на заказ. Николай Коберник: «Отрасль в поиске сварщика»

Алюминиевые конструкции заказ

Изделия из алюминия под заказ.

12.11.2021

Среди докладов и презентаций V Международной научно-практической конференции «Новое в сварке, наплавке при производстве изделий из алюминия и алюминиевых сплавов» выступление директора Научно-учебного центра «Сварка и контроль» при МГТУ им. Н.Э. Баумана» (ФГАУ «НУЦСК при МГТУ им. Н.Э. Баумана») собрало, пожалуй, наибольшее число заинтересованных откликов от представителей профессионального сообщества. Неудивительно, ведь Николай Владимирович говорил о современном состоянии и перспективах подготовки кадров в области сварки и родственных процессов.

– Каков сегодня уровень подготовки специалистов, выходящих на рынок труда?
– Это работники, прошедшие специальное обучение или получившие образование. В первом случае это те, кто повысил свою квалификацию либо прошел переподготовку в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Во втором – те, кто получил среднее профессиональное или высшее образование. Направление начального профессионального образования – ранее в этой системе готовились рабочие кадры – сегодня объединено со средним профессиональным образованием (СПО).

СПО и высшее образование регулируются со стороны государства через ФГОСы, где прописаны требования к образовательным организациям. Наши образовательные организации прежде всего готовят сварщиков ручной дуговой сварки покрытыми электродами, в частности работающих со сталями. Навыкам по сварке алюминия практически не обучают в связи с ограниченностью материально-технической базы, а также нехватки мастеров производственного обучения. Между тем, работа с алюминиевыми сплавами предполагает не только ручную сварку покрытыми электродами, но и другие процессы, с которыми учащиеся знакомятся лишь в виде демонстраций. В рамках СПО также готовятся специалисты среднего звена. Это выпускники, которые имеют квалификацию техника или специалиста сварочного производства.

Что касается высшего образования, подготовка осуществляется по трем уровням: бакалавриат, магистратура и специалитет. Выпускник образовательных организаций, освоивший программу на уровне бакалавриата, готовится к выполнению стандартных задач, в том числе, работа на особо сложном оборудовании (например, роботизированные комплексы). Образовательные программы уровня магистратуры имеют уклон на подготовку кадров для научно-исследовательских организаций.

  Изделия из алюминиевого листа на заказ. РБК-ТВ «Сделано в России»: вагон-хоппер из алюминия

Специалисты сварочного производства по уровню бакалавриата и магистратуры готовятся в рамках направления «Машиностроение». Таким образом, программы, прежде всего, ориентированы на машиностроение с неким уклоном в сварку.

Следующий уровень — это специалитет. Под выпускниками этого уровня мы понимаем проектировщиков – тех, кто занимается проектированием оборудования и технологических процессов, в том числе для сварки.

В России три вуза осуществляют подготовку по программам специалитета, один из которых — МГТУ им. Баумана. При этом, МГТУ имеет право работать по собственным образовательным стандартам, которые разрабатываются на основе федеральных, но должны их превосходить по требованиям.

Заказ изделий из алюминия

Что касается неразрушающего контроля, то в сентябре этого года вышел новый образовательный стандарт поколения 3++, который позволяет разрабатывать программы по специализации «Проектирование технологических комплексов неразрушающего контроля». Соответственно, в ближайшее время мы планируем открыть подготовку такого рода специалистов в образовательных организациях высшего образования.

-– Какие перспективы есть у российской образовательной отрасли?
Сказать сложно, так как в стране осуществляется реформирование образования, с которым связаны некоторые проблемы. Например, сегодня период обучения на сварщика составляет 3 года после 9 класса. За это время учащийся должен закончить среднее образование, а также получить навыки, связанные с профессией. Этого времени не хватает для того, чтобы освоить большой набор компетенций. Между тем, сегодня проходят слушания о том, чтобы сократить это время подготовки до двух лет. Высшее образование сейчас находится на этапе укрупнения и изменения. Активно обсуждается перечень направлений подготовки и специальностей, которые в ближайшее время выйдут на общественное обсуждение. В рамках этой работы было сокращено или упразднено множество направлений и специальностей, в том числе была попытка убрать специальность, по которой готовятся проектировщики сварочного производства. Пока мы отстаиваем этот вопрос, и будем надеяться на сохранение специалитета по подготовке специалистов в области сварки и родственных процессов.

  Изделия из алюминиевого листа на заказ. Завод Москабель представляет инновации для Арктики

Кроме того, президентом РФ был поддержан проект 2+2 или 2+2+2. Этот проект подразумевает, что в течение двух лет все студенты будут готовиться одинаково. После двух лет обучения студент имеет право выбрать любое направление. Образовательные организации высшего образования должны предоставить студенту такую возможность.

– Спрос на квалифицированных сварщиков у нас в стране высокий. А насколько эта профессия востребована среди тех, кто решает, куда пойти учиться?
–Профессия не очень привлекательна для абитуриентов. И это общая проблема, так как направления, связанные с производством, не популярны среди молодых людей. В недалеком будущем мы можем получить ситуацию, когда у нас просто не будет специалистов такого профиля.

– В европейских вузах студенты-сварщики, завершая учебу, идут на курсы инженеров по сварке – за свои деньги или на гранты. Можно ли российских дипломников-бакалавров, наших выпускников включить в эту систему и тем самым повысить их профессиональный рейтинг?
Примерно два года назад возникла идея предоставить лучшим выпускникам, закончившим обучение в институтах по направлению сварки, возможность получить международный диплом инженера-сварщика. Мы с немецкими коллегами проверили и состыковали учебные программы. План был такой: нами осуществляется подготовка студентов, а немецкая сторона засчитывает им некоторые модули, а затем выпускники доучивают недостающие предметы. В результате выпускник получал двойной диплом – об окончании вуза и диплом международного инженера-сварщика.

Оказалось, что российские минимальные требования, прописанные в программе, намного превышают немецкие. То есть, у нас читается намного больше дисциплин и практики для студентов. Таким образом, студентам необходимо было лишь ознакомиться с международными стандартами, которым в российских образовательных организациях не учат.

Но возникла финансовая проблема – высокая стоимость обучения. Наши студенты не имеют возможности оплатить даже эту небольшую часть, чтобы получить диплом. Необходимы механизмы позволяющие обучающим привлекать финансирование, включая кредиты на льготных условиях.

  Изделия из алюминиевого листа на заказ. Продажи стали в Германии в августе выросли на 6,1% в месячном сравнении

– Можно ли внедрить такие программы в наш образовательный процесс? Возможна ли связь с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)?
– У нас образование выстроено по-другому. За рубежом вы получаете образование в области машиностроения и потом, если у вас есть желание стать сварщиком, обращаетесь за знаниями в соответствующие образовательные организации. При этом учебные программы детально регламентированы Международным институтом сварки, вплоть до минимальных часов.

Литье изделий из алюминия.

Добавить комментарий